News image News image News image News image News image News image

Секс

Секс - это один из видов активности, одна из форм общения, наиболее часто практикуемая в отношениях между человеческими существами.

Это форма самая физическая, самая интимная, и поэтому в неё люди вкладывают свою энергию, фантазию, свои фантазмы и неврозы. Чем выше у человека степень невроза, тем большее значение имеет для него секс. Чем сильнее заболевает личность, тем больше она тем или иным образом сосредоточена на сексе. Следовательно, невротик или много занимается сексом - может быть, плохо и со всеми подряд (ему важно просто делать это, тем или иным способом), - или он полностью его устранил, или боится его. Поскольку, в силу физической конфигурации человеческого тела, секс являет собой исключительную модель наиболее тесного телесного соединения, при котором некоторые органы или части тела смыкаются, внедряются друг в друга, сексуальные отношения с другим человеком могут достигнуть максимальной степени восторга или оскорбления, дойти до наивысшего уровня единения или отчуждённости, отразиться в область священного или опуститься в сферу омерзительного, вульгарного, животного.

И это ещё не всё.

В сексуальных отношениях кроется самая возвышенная, божественная тайна, доступная для человеческих существ: деторождение. Создание новой жизни.

По всем этим причинам я считаю, что сексуальная активность священна и должна осуществляться только в определённом контексте, по достижении самопознания.

Теперь ясно, почему я решительно против того, чтобы всегда и везде говорить, а также писать в журналах и книгах, о сексуальных отношениях, причём говорить и писать поверхностно, не принимая в расчёт их огромную важность. Насколько я знаю, никогда ещё не было такого легкомыслия и невежества, такой вульгарности в использовании собственного тела, как сейчас, на этом последнем отрезке века. К сожалению, в ходе моей работы мне случается слышать от девушек, что они чувствуют себя неполноценными из-за того, что ещё не вступали в интимные отношения.

Я чувствую себя всё более чужим этому обществу, в котором сексуальная активность является наиболее развитой, наиболее распространённой. Секс как будто стал предметом разового пользования, как если бы мы каждый день ходили в супермаркет выбирать новую вещь в соответствии с настроением дня, с образцами, навязанными текущей модой, или просто от скуки, или потому, что так поступают все.

При осуществлении любой деятельности устанавливаются правила, хотя бы элементарные. Почему же нет никаких ограничений для секса?

В отличие от Райха, Фрейда, Юнга, Адлера и многих других психоаналитиков, я думаю, что пока человек остаётся в неведении относительно секса, то есть ему предоставлена в этом плане полная и абсолютная свобода, как это происходит сегодня, у него никогда не будет энергии для мыслительной деятельности, для духовной жизни, а значит, он не сможет расти.

Сегодня, для того чтобы заниматься сексом, не нужно никакой подготовки. Достаточно им заниматься. Можно подумать, что, поскольку мы живём в таком скоростном, легкомысленном, потребительском обществе, секс стал для нас единственным способом узнать друг друга.

Нет ничего более ошибочного!

Большинство людей вступает в интимные отношения даже не зная друг друга. Некоторые учебники просто-напросто учат, что лучше всего иметь секс с незнакомым человеком! Те же, кто много лет состоит в браке, занимаются им просто так, по привычке. Супруги не разговаривают между собой, не общаются, но практикуют сексуальные отношения. Теперь признаком, указывающим на то, что брак удался, стало наличие в нём секса. Остальное неважно.

У меня есть сомнения относительно определения секса как активности жизненно важной, то есть такой, без которой человеческое существо не могло бы выжить.

Понятно, что в нашем обществе, в нашей цивилизации, лишённой истинных, глубоких нравственных ценностей, понятие целомудрия, наверное, забыто или считается ложным, или же неосуществимым. Какое невежество, какое самохвальство в словах и методах так называемых специалистов, экспертов в разных областях знания, которых телевидение, газеты и журналы рекламируют нам ежедневно!

По-моему, тот секс, который практикуется в настоящее время, являет собой отсутствие общения.

Абсурдность нашего общества состоит также в том, что если глубже узнать его членов, приверженцев лёгкого секса в отсутствии самопознания, то окажется, что они неспособны даже наслаждаться своей сексуальностью. Они, как помешанные, одержимо пытаются воспроизводить заученные технические приёмы сексуального поведения.

Как сексолог, я уже много лет замечаю, что люди всё больше несчастливы в своей сексуальной жизни. Женщинам становится труднее испытать оргазм, мужская импотенция, по последним данным, увеличивается с тревожной скоростью.

Я уже не говорю о почти полной сексуальной разобщённости между мужчиной и женщиной! Несмотря на то, что сексуальная активность широко распространена, гомосексуализм, то есть замкнутость в рамках своего пола, становится в некоторых районах мира преобладающей моделью поведения.

В отношениях истинной любви, как я уже говорил, секс, будучи наивысшей формой любви, приходит лишь в конце, после того как изведаны все остальные формы общения. Трудно описать, какую радость, какое счастье, какое физическое и духовное удовлетворение даёт сексуальная активность в отношениях истинной любви!

Согласно моей теории любви секс нельзя практиковать вне отношений с собственным партнёром, который, будучи однажды выбранным, остаётся единственным на протяжении всего земного существования.

При этом запрет должен не поступать извне, не диктоваться какими-либо нормами или правилами, но существовать в нас самих.

Сам путь личностного роста, то, какую установку дали мы своей жизни, не позволяет нам даже приблизиться к мысли о возможности физических отношений с каким-либо человеческим существом, кроме нашего партнёра. Для того, кто вступил в отношения истинной любви, "другие" просто не существуют, потому что его партнёр - человек, выбранный им в спутники на пути истины, познания, - как бы включает в себя всех.

Если мы обрели самопознание, другие мужчины или другие женщины имеют для нас только видимость значения; их, других, в физическом, сексуальном плане не существует. Человек, с которым мы живём, с которым прошли определённый путь познания, - это уже мы сами. Он стал тем средством, при помощи которого мы пришли к самим себе, к самопознанию. Нет и не может быть ничего, кроме этого.

Не следует забывать и о том, что достигнутое самопознание устранило в нас - или, во всяком случае, свело к минимуму - всякую фальшь, всякий невроз, всякое проецирование собственных свойств на других людей, всякое отождествление и дало нам взамен "третий глаз", благодаря которому мы не позволяем ничему в этом мире обусловить нас: когда речь идёт не о нашем партнёре, нас не волнуют красивые губы, красивое тело, обаяние, обольстительность, интеллигентность, острота ума мужчин или женщин, которых мы можем встретить.

В отношениях истинной любви мы - посредством самопознания - обретаем в себе глубокую сущность, изначальное, божественное ядро, которое одинаково у всех, кто принадлежит к роду человеческому.

Этим и объясняется тезис "мы все одинаковые".

Достигнув самопознания, мы раз и навсегда преодолели привлекательность "новизны", очарование встречи, обольщение, влюблённость, секс.

Вам никогда не приходило в голову, что мужские и женские гениталии, в сущности, одинаковы у всех людей или, во всяком случае, мало различаются? Что же тогда заставляет нас видеть в одном человеке нечто отличное от того, что есть в другом? Почему мы желаем заняться любовью с одним человеком, а не с другим, хотя с точки зрения чисто сексуальной все друг на друга похожи? Это зависит от того значения, которое мы приписываем сексуальным отношениям с тем или иным человеком, от наших запросов, от того, чего мы ожидаем, от нашего воображения, от нашего личного жизненного опыта, от наших неудовлетворённых потребностей. Следовательно, мы сами "преобразуем" сексуальные отношения во что-то другое.

Если бы физическое удовлетворение зависело исключительно от половых органов, тогда, продолжая рассуждать в соответствии с этой экстремальной логикой, мы пришли бы к заключению, что непрерывный поиск секса человеческими существами вполне понятен. В действительности, если не считать различий в сексуальных приёмах, которые тоже не меняют сути проблемы, секс всегда тот же самый.

Собственно удовольствие, доставляемое сексом, физиологически продолжается несколько мгновений (у женщин это происходит немного иначе, чем у мужчин, что, однако, не объясняет столь большого значения, которое придаётся сексуальным отношениям). Остальное является чувственной стимуляцией, которая даёт определённую степень удовольствия, характерную и для других зон тела. Например, оральный контакт доставляет привычное удовольствие во время еды, но, испытываемый в генитальной зоне или в контексте полового акта, он оказывает сильнейшее возбуждающее действие в силу того значения, которое придаёт этой зоне и этому акту отсутствие у человека самопознания.

Здесь не место для углублённого обсуждения этого вопроса, но сколько фантазий о "всемогуществе", о садизме, мазохизме, разрушении, уничтожении, жизни и смерти связано с областью и функцией секса! Вся тёмная часть, теневая сторона, вся "низшая вселенная" человечества соотносится с сексом, осуществляемым при отсутствии самопознания.

Как я пытаюсь здесь объяснить, проблема состоит в том, что сексуальная зона и половой акт - в особенности на Западе -представляют собой понятия, на которых поляризуется и концентрируется почти вся психическая активность и все фантазии человека.

Это происходит потому, что у людей отсутствует самопознание.

И также потому - не будем об этом забывать, - что генитальная область являет собой средоточие жизни, деторождения. Секс - это та сфера, в которой человек, сознательно или неосознанно, считает себя всемогущим, в которой он создаёт жизнь. Даже если бы генитальная зона не доставляла никакого удовольствия, она сохраняла бы в неприкосновенности свою притягательную силу, являясь единственным способом, известным человеку, не достигшему самопознания, овладевать другим человеческим существом и позволять овладеть собой, терять, уничтожать себя, но прежде всего создавать новую жизнь, уподобляясь Богу.

Всё это означает, что степень испорченности и невежества, достигнутая нашей цивилизацией, такова, что человеческие существа, которым по их естественному праву дано огромное могущество, используют свой ум для того, чтобы оторваться от породившего их естественного цикла.

Их безграничная потенциальная сила теперь уже на службе у смерти, у невроза.

По-моему, ничто более чем половой акт, не может раскрыть, обнажить истинную сущность человеческой личности.

С другой стороны, люди, которые находятся в полной зависимости от физического, сексуального желания, - это субъекты, отказавшиеся от своей цельности, от самопознания. Они во власти мощного мазохистского стимула, который приводит к идентификации ими самих себя в удовольствии партнёра.

Нигде так явно, как в сексуальных отношениях, не проявляется жестокая игра садомазохизма, хотя и в различной степени, на различных уровнях интенсивности.

Мазохист стремится участвовать в удовольствии партнёра. Садист же пытается убежать от ощущения неспособности оставаться в одиночестве, овладевая при помощи секса другим человеком. Палач, садист связан со своей жертвой, как и она не может жить без него. По окончании второй мировой войны некоторые бывшие узники нацистских лагерей, подвергавшиеся там бесконечным мучениям и пыткам, искали своих палачей, потому что Уже не могли без них жить.

Человеческая психика составлена из садизма и мазохизма. Идеальным вариантом является равновесие между этими двумя наклонностями, каждой из которых обладают все человеческие существа.

В порыве эротической страсти эти два компонента пробуждаются в высшей степени. В сущности, эротизм соединяет в одно два действующих лица, и они теряют свою цельность, своё самопознание.

Истинная же любовь - это союз, в котором сохраняется и, более того, возвышается цельность личностей партнёров, их самопознание. Это может показаться парадоксальным, но в моей теории любви две личности становятся одной, оставаясь при этом двумя.

В основе полового акта мы находим попытку преодолеть чувство тревоги, порождаемое неумением пребывать в одиночестве. Физическое овладение партнёром может дать ощущение полноты, но это лишь минутное ощущение, оно не продолжается долго. Вскоре возвращается неспособность оставаться в одиночестве, страдание одиночества, и половой акт должен повторяться, каждый раз сохраняя стандарт предыдущего, если не превосходя его, чтобы не потерялось ощущение единения, слияния с партнёром.

Зачастую половой акт воспринимается как средство узнавания другого человека, но это всего-навсего иллюзия. Если два индивида обладают друг другом только физически, каждый из них узнает всё лишь о сексуальности партнёра, о способах, которыми можно доставить ему удовольствие, но никогда не узнает его по-настоящему.

Сексуальные отношения - это отчаянная попытка завладеть другим человеком во всей его глубине, но это возможно только в физическом плане. Духом, душой не может овладеть никто.

Сквозь желание обладать другим человеком и позволить обладать собой проглядывают страшные очертания потребности уничтожить и быть уничтоженным, закрыться для какого бы то ни было общения.

 
Далее...